Фрагмент для ознакомления
2
Иконопись древнего Пскова XIII-XVI веков
Псков был древним городом, центром земли северных кривичей. Как и Новгород, он избежал татаро-монгольского нашествия, что обусловило сохранению накопленной им культуры и ее расцвет в XIII-XV веках. Псков входил в число новгородских пригородов до 1348 года. Он получил полную самостоятельность на основании Болотовского договора, превратившись в политический центр, равноправный с Великим Новгородом. С этого момента псковская школа обретает своё характерное лицо.
Художники использовали менее каноничный и более индивидуальный подход к традиционным иконографическим типам, которые в псковских иконах получили необычайно смелое истолкование .
Пожалуй, псковская школа из всех древнерусских иконописных школ была по духу и наиболее непосредственной и импульсивной форме выражения наиболее демократичной.
Характерными чертами псковской школы иконописи были :
− Чаще всего асимметричные композиции икон
− неточный, но всегда по-своему выразительный рисунок
− густой и скорее сумрачный колорит, в котором преобладали изумрудно-зеленые и темно-зеленые, почти черные тона в сочетании с плотными вишневыми, красными с характерным оранжевым либо розовым оттенком, мутными синими, серовато-зелеными
− чаще желтые фоны, хотя встречались и золотые
− находит широчайшее применение разделка одеяний при помощи тончайших золотых линий (ассистов), которые придают мерцающий характер красочной поверхности.
− колорит с наличием цветовых контрастов несет в себе что-то драматичное, порывистое
− особую трактовку получает темная коричневая карнация с резкими высветлениями и с наличием не менее резких бликаов
− манера письма икон становится широкой и энергичной, красочные пигменты распределяются неравномерно.
− Художественный язык псковской иконы становится предельно экспрессивным, что становится его коренным отличием от уравновешенного гармоничного языка московской иконы
Не сохранились псковские иконы XII века, но известно, что был расписан уже в середине XII века греческими мастерами, которые пользовались помощью местных творцов, Спасо-Преображенский собор в Пскове.
Самыми ранними из известных миру происходящих из Пскова икон, датирующихся XIII веком, являются «Успение» из церкви на Пароменье и «Богоматерь Одигитрия» из церкви Николы от Кож. Это созданные в традициях XII века большие иконы, не менее 135×100 см. Их отличает наличие тяжелых, грузных форм, которые характеризуются ничем незамаскированной примитивностью; однотипные лица, которые отличает широкий разрез глаз и крупные изогнутые носы.
Сравнение «Успения» с аналогичной иконой из Десятинного монастыря в Новгороде позволяет легко убедиться в том, что в Пскове были сильны архаические корни, тормозящие развитие живописи по сравнению с другими городами, в частности, с Новгородом .
В Государственном Русском музее (Санкт-Петербург) находится «Деисус» XIII века из псковской церкви Николы от Кож, который отличает более изящное исполнение. К сожалению, были утрачены первоначально созданные лица. Икона сохраняет более позднюю прорисовку; при ее изучении необходимо обратить внимание на силуэты фигур и окружающее их пространство. Характер драпировок остался нетронутым, обращает на себя внимание форма богато украшенного трона.
Передача одеяний широко использует золотые ассисты, характерные для псковской живописи, включающие в общий план декоративного узора изображение складок и создающие ритмичный строй пространства.
Следует также обратить внимание на обработку плаща и хитона Христа, в котором определяется несколько иррациональное сочетание плавно изогнутых и прямых, изломленных под острым углом линий. Создававший икону мастер ориентировался, весьма вероятно, на византийские образцы, но при этом внёс в них существенные изменения, доведя объёмное начало до минимума. Также подвергся преобразованиям и колорит – автор сосредоточился на зелёном и красном цветах, любимых псковскими мастерами .
Среди ранних псковских икон наиболее ценной для искусствоведческого исследования является житийная икона Ильи Пророка, которая хранится в настоящее время в Государственной Третьяковской галерее (Москва). Черты псковской школы нашли в этой иконе наиболее яркое выражение. Здесь присутствует прием, который часто встречается в работах псковских художников – в пределах одной доски смело сочетаются различные темы, лишенные внутренней связи .
Сверху имеется изображение полуфигурного Деисуса с ангелами и апостолами. Посередине и внизу представлены многочисленные сцены из жития святого, а также пророк Илья в пустыне.
Прислушивающийся к божественному голосу Илья запечатлен не в тот момент, когда ему приносит пищу ворон, а когда до него доходит «веяние тихого ветра» после сильного ветра, землетрясения и огня, и в нем Господь. Фигура пророка монументальна и спокойна, она несет тот оттенок патриархального добродушия, которым псковские художники так любили наделять своих святых. Илья изображается в окружении гор, которые еще лишены стилизации, обычной для икон второй половины XIV века.
Изображение гор поражает изысканностью расцветки – розовато-красной, жемчужно-серой, фиолетовой, оранжево-красной. Илья облачен в лиловое одеяние густого тона, поверх которого наброшен перекликавшийся с некогда серебряным фоном серебристо-зеленый плащ, который утратил былой блеск от окисления, и с голубовато-белыми волосами.
Помимо этих красок плотные коричневые, вишневые, охряные, темно-синие и белые цвета. Красочный строй иконы характеризуется общим серебристым тоном, очень индивидуальным, хотя отдельные краски даются в довольно резких сопоставлениях.
Житийные клейма характеризуются наличием спокойных разреженных композиций со строгими пейзажными фонами и простыми архитектурными кулисами. Для обрамления фигур умело использованы контуры горок, они создают необходимые интервалы, оттеняют движение фигур. В зданиях, трактованных совсем плоско, отсутствует и намек на объем.
От всего рассказа большой человечностью, он выдержан в мягких тонах. Особенно хороша сцена «Исцеление сына сарептской вдовицы». Илья наклоняется к мальчику, лежащему на ложе, и заключает с любовью его в свои объятия. Здесь ощущается та же задушевность, которая присуща и псковским летописям, где обычно слово «дети» употребляется в ласкательной форме (например, «избиша... жены и малые детки») .
Не исключается возможность, что выполнение житийной иконы Ильи относится к началу XIV века, хотя она еще имеет крепкие связи с традициями XIII столетия. Следует датировать ранним XIV веком также монументальную икону Николая Чудотворца, которая была написана с большой тщательностью. Фигура святого, которую фланкируют крохотные полуфигуры Христа и Богоматери, дается на золотом фоне; одеяние густого вишневого цвета тщательно разделано золотыми ассистами, что дает эффектный контраст его с массивным белым омофором, который украшают черные кресты, и с голубым воротом; усиливает выражение известной сумрачности темная карнация с зеленоватым оттенком, хотя по сравнению с иконами XII века общий тип лица явно смягчен. Если графическая обработка карнации при помощи сильно стилизованных линий восходит к традициям более раннего времени, то на приближение новой эпохи уже указывает несколько вытянутая форма самой головы.
В XIV веке развитие псковской живописи протекало в замедленном темпе. Весьма устойчивыми были в Пскове архаические течения, что создает определенные трудности в датировке псковских икон .
В таких произведениях, как большая икона Одигитрии, еще целиком не расчищенная, «Никола» (обе находятся в Псковском историко-архитектурном музее), «Борис и Глеб» (Третьяковская галерея, Москва), житийный «Никола» от 1337(?) года (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), прослеживается явное продолжение традиций более раннего времени, в других, таких как «Никола» (Третьяковская галерея, Москва) , «Дмитрий Солунский» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и «Ульяна» (Псковский историко-архитектурный музей), стоящих на грани двух эпох, можно обнаружить стилистические довольно противоречивые черты. Псковская иконопись достигает лишь на протяжении последней четверти XIV века полной зрелости. Лучшие псковские иконы создаются именно в это время и в первой половине XV века, они отмечены столь неповторимой индивидуальной печатью, что за произведения ни одной другой школы их невозможно принять.
В Псков проникли новые веяния из Новгорода, где работал гениальный Феофан Грек с 1378 года . Не могла не привлечь к себе внимания псковских
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Иконопись древнего Пскова XIII-XVI веков
• Лазарев В. Н. Живопись Пскова/В кн.: История русского искусства, т. II. М., Изд.-во Академии наук СССР, 1954. – 576 с.
• Живопись Древнего Пскова. М.: Гознак, 1971. - 130 с.
• Икона Древней Руси/Стат. С. Аверинцева, Л. Успенского. М.: Художник России, 1993. - 256 с.
• Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала ХVI века. М., 1983. – 538 с.
• Тяжелов В., Сопоцкий О. Искусство средних веков. М.: Искусство, 1975. - С. 191-305
2. Стилистические направления в русской живописи XVI века
• Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1985. - С. 173-214
• История русского искусства. Том 1. Искусство X - первой половины XIX века/Под ред. М.М. Раковой, И.В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1979. – 496 с.
• Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. М.: Айрис-Пресс, 2005. – 432 с.
• Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. М.: Искусство, 1993. – 255 с.
• Лифшиц Л.И. Древнерусское искусство. М.: Дмитрий Буланин, 1997. – 482 с.