Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Скульптурное и живописное убранство Парфенона было выполнено лучшими мастерами Эллады при непосредственном участии афинянина Фидия, сына Хармида. Оно играло важную роль в раскрытии образной символики храма. Работы осуществлялись по завершении самого здания в 438–431 гг. до н. э. Зодчий Иктин, по роду своей профессии, едва ли принимал в них личное участие. В этот период он занимался другими постройками (Телестерион в Элевсине и храм Аполлона в Бассах). Поэтому сюжеты декоративных украшений на метопах, да и на всех прочих фрагментах храма, вероятнее всего, определялись Фидием. Культовые постройки в древности нередко совмещали функции «модели мира» и астрономического календаря (обсерватории). Так древнегреческий периптер имитировал эллинский вариант «модели Вселенной». Этот аспект в античной архитектуре достаточно подробно рассмотрен в книге «Образ Вселенной в культовом зодчестве Древнего мира» . Описания Парфенова всегда изобиловали только превосходными степенями. Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V века до н. э. К этому времени персы, покорившие Афины в 480 году до н. э., снова были наголову разбиты. В пору правления Перикла город достиг наивысшей славы и процветания. «В скульптуре Парфенона заключен глубокий смысл. В наглядно земных образах раскрывается величие человека – идея, которая выражена и в архитектуре храма… Западный фасад – битва греков с амазонками, южный – битва греков с кентаврами, северный – сцены Троянской войны, восточный – сражение богов и гигантов…» .
Целью данной работы является рассмотрение скульптурного убранства Парфенона (фриз и метопы).
1 Метопы Парфенона, их сюжеты
Пояс метоп можно условно назвать «Землей героев». Также детали античного храма обычно посвящались воинским подвигам богов, полубогов и смертных героев. В архаических храмах рельефные метопы располагались на торцевых, восточном и западном, фасадах. В Парфеноне они появились и на боковых, северном и южном, фасадах. Фон метоп обычно был синий, а рельефные фигурки персонажей оставлялись светлыми или ярко раскрашивались. Что было на них изображено?
В размещении сюжетов на метопах Парфенона прослеживается определенная закономерность. Как известно, процессия участников Панафинейского шествия вначале подходила к западному фасаду. На его тимпане была изображена сцена спора Афины и Посейдона за главенство над Аттикой, или эпическое столкновение мужского и женского начал. Внизу на метопах, как бы в развитие этого сценария, – сцены сражения греков с амазонками.
Далее накал борьбы нарастает. На северном фасаде, мимо которого продолжает двигаться праздничная процессия, изображена уже схватка вооруженных мужчин – ахейцев с троянцами.
Наконец, кортеж останавливается перед восточным фасадом, входом в святилище Афины. На восточных метопах – битва бессмертных богов-олимпийцев со змееногими гигантами, то есть кульминация вселенского сражения. Кстати, в нем принимала участие и Афина. Именно она обрушила на гиганта Энкелада Сицилию, а с еще живого Палланта содрала кожу и использовала ее в качестве панциря.
Южный фасад Парфенона сдвинут к краю скалы и не совсем удобен для обозрения. На метопах этого фасада – кентавромахия (схватка воиновлапифов с мифическими тератоморфными существами) (Приложение 1).
Тут уже возможна иная трактовка как тематики сюжетов на метопах Парфенона, так и их пространственного размещения.
Вполне вероятно, что на южном фасаде (который рассматривают, обратившись лицом на север) воспроизведена аллегорическая схватка греков-пехотинцев с воинственными всадниками, проживавшими к северу от Аттики – в Фессалии, Македонии, Фракии. Но это единственный случай идеального географического совпадения. Тематика метоп на других фасадах с этой позиции разноречива.
Как известно, гиганты имеют северное происхождение (Флегрейские поля на полуострове Паллена, область Халкидика), однако метопы южного фасада, обращенного в эту сторону, «заняты» кентаврами. Легендарная Троя, которой посвящены метопы северного фасада, расположена не к югу (что было бы логично в этой ситуации), а к северо-востоку от Афин. Однако западный (точнее, юго-западный, поскольку ось храма немного отклонена к югу) фасад Парфенона, развернутый в «нужном» направлении, то есть в сторону Трои, «оккупирован» амазонками. Это можно объяснить тем, что во время осады Афин во времена Тезея амазонки разбили свой лагерь на холме Ареопаг, расположенном к западу от Акрополя.
Но даже этому, вроде бы случайному, совпадению можно дать объяснение. Как известно, легендарные амазонки проживали в Колхиде, на восточном побережье Понта Эвксинского (Черного моря), то есть к северо-востоку от Афин. Если верить Гомеру, они даже принимали участие в обороне Трои. Значит, изображение воинственных наездниц на юго-западном фасаде Парфенона вполне уместно.
Показать больше