Фрагмент для ознакомления
2
Цель занятия: формирование умений организовывать и осуществлять самообразовательную деятельность с целью совершенствования профессиональной деятельности; самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
Задание 1. Определите перечень источников для самообразования педагога дополнительного образования. Охарактеризуйте их потенциал и приведите конкретные примеры реализации.
• Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная)
• Интернет-ресурсы
• Видео-, аудиоинформация на различных носителях
• Повышение квалификации
• Дистанционные формы обучения, чаты, форумы
• Семинары и конференции
• Мастер-классы
• Педагогические советы
• Мероприятия по обмену опытом
• Телевидение
• Газеты, журналы
На сегодняшний день Интернет являются самым актуальным источником получения информации. С помощью сети Интернет можно не только находить необходимую информацию, но и проходить дистанционное обучение, участвовать в вебинарах, общаться с коллегами в чатах, создавать свой блог, свой образовательный сайт, для публикации своих материалов и достижений. Но нельзя исключать литературу (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), так как часть изданий не публикуется в сети Интернет. Чтение книг способствует расширению кругозора педагога, развитию его творческих способностей, развитию памяти и мышления, концентрации внимания. Такие источники как телевидение, газеты, журналы позволяют педагогу быть в курсе происходящих событий в любой отрасли, что способствует развитию педагога, как всесторонне развитой личности, формированию собственного мнения. Курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары и конференции, педагогические советы имеют профессиональную направленность. Эти источники способствуют накоплению профессионального опыта педагога. Очень важным источником информации являются мероприятия по обмену опытом. Это не только получение теоретических знаний, но и практических, возможность апробации полученных теоретических знаний на практике.
Возможность получения объективной оценки своего труда со стороны коллег, что позволяет педагогу проводить самоанализ, строить план дальнейшего развития и самосовершенствования.
Задание 2. Разработайте программу профессионального роста и самосовершенствования педагога дополнительного образования.
Принципы построения программы: научность, прогностичность, актуальность, оптимальность, реалистичность, целостность, контролируемость.
Основные этапы работы над такой программой могут быть следующими:
1.Самодиагностика, проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей;
2.Формирование общей концепции «Я в перспективе. Мои достижения»;
3. Выбор стратегии саморазвития, перехода в новое состояние, основных направлений работы над собой;
4.Определение задачи этапов деятельности; конкретизация ближайших целей (ожидаемые результаты);
5.Составление плана действий по самосовершенствованию (самообразование, профессиональный рост);
6.Самооценка роста;
7.Передача опыта коллегам.
Индивидуальная программа профессионального роста и самосовершенствования педагога ДО
Актуальность: в условиях модернизации образования (введение новых образовательных стандартов, ФГОС) и введения Профессионального Стандарта педагога Дополнительного Образования становится актуальным вопрос профессионального развития педагога дополнительного образования.
Цель: разработать индивидуальную программу профессионального роста и самосовершенствования педагога дополнительного образования.
Задачи:
1. Изучить нормативные, методические документы, регламентирующие направления и содержание профессионального развития педагога дополнительного образования.
2. Ознакомиться с индивидуальными программами профессионального роста и самосовершенствования педагогов ДО, с целью определения содержания программы профессионального развития педагога ДО.
3. Определить содержание индивидуальной программы профессионального роста и совершенствования педагога дополнительного образования: выявить этапы, составить план действий по самообразованию в системе дополнительного образования.
1.Направления и содержание программы ДО, регламентирующие профессиональное развитие педагога дополнительного образования
Педагог дополнительного образования – уникальная профессия в области образования. Система дополнительного образования обладает широтой и многообразием дополнительных общеразвивающих программ.
Понятие «развитие» в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте является ключевым понятием педагогического процесса, в котором заключается сущность современного образования, цель которого - не просто приобретение учащимися знаний и умений, а развитие у них универсальных учебных действий и определенных качеств личности [1]. Анализируя данные системные изменения, очевидно, что ключевой фигурой в реализации требований ФГОС ООО без сомнений, является педагог, именно на него возлагается большая часть ответственности за создание условий для развития личности учащегося. Соответственно и реализация модернизации образования, напрямую зависит от уровня подготовки педагогических кадров, так как реализовать развивающую парадигму современного образования может только педагог, обладающий правильным пониманием стандартов и владеющий технологиями развития личности. «Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития детей, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам учащимся, открытые ко всему новому педагоги – ключевая особенность современного образования» [2].
Существующая система повышения квалификации не совсем отвечает запросам и ожиданиям педагогов, формы повышения квалификации слабо ориентированы на конкретные интересы и потребности педагогов, не всегда взаимосвязаны между собой, имеют весьма узкую направленность и результативность, соответственно не являются целостной и адекватной инновационной системой. Необходимым становится изменение системы повышения квалификации, внедрение новых технологий обучения педагогов, современных методов и форм в работе с ними, что и обеспечит вовлечение всех педагогов в активную педагогическую деятельность.
Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования предусматривает требования к образованию, трудовым функциям и умениям педагога дополнительного образования.
Трудовыми функциями педагога ДО являются: организация деятельности обучающихся, направленная на освоение дополнительной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации программы; педагогический контроль и оценка освоения программы; организация досуговой деятельности учащихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся [2].
Стандарт выступает своеобразным измерителем профессиональной компетентности педагога ДО [3]. Благодаря приведённым в документе требованиям, каждый педагог может для себя выяснить в каких направлениях ему необходимо развить свои умения и получить новые знания.
Программа профессионального развития педагога дополнительного образования предполагает проведение анкетирования на основе профстандарта, выявление затруднений педагогов, а затем разработку индивидуальной программы развития.
Программа профессионального развития – это универсальный способ реализации профессионального стандарта. Так же программа профессионального развития может быть полезна и в межаттестационный период, как некий путь развития педагога, повышения его профессиональной компетентности.
2.Содержание программы профессионального развития педагога ДО
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования.
Показать больше