Фрагмент для ознакомления
2
Основой эффективного усвоения любой новой информации, знаний и умений, необходимой для творческой деятельности дошкольников, является развитое творческое воображение и наглядно-образное мышление. В некоторых жизненных ситуациях какие-то действия невозможно воспроизвести, в таком случае поможет только воображение и чувственный опыт. Следовательно, их обогащение через развитие воображения ребенка является прочной основой познавательной деятельности: чем активнее и творчески работает воображение ребенка, тем больше он узнает и усваивает, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность.
Изучением творческого воображения занимались многие ученые – исследователи: в области психологии – Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Р.С. Немов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин; в области педагогики – А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и другие.
В литературе имеются самые разные определения понятия «творческое воображение».
По мнению Н.Р. Ветрука, творческое воображение – это психический процесс создания образа предмета либо ситуации посредством перестройки имеющихся представлений. Воображение является частью сознания личности, это один из познавательных процессов, который можно охарактеризовать высокой степенью наглядности и конкретности [1].
А. В. Петровский считает, что «творческое воображение, предполагает самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных и ценных продуктах деятельности» [10, с. 176].
Огромный вклад в теоретико-экспериментальных исследования по проблемам, связанным с творческим воображением, было сделано общественностью отечественных ученых, среди которых выдающееся место принадлежит настоящим классикам психологической наук - Л.С. Выготскому и С.Л. Рубинштейну. Поэтому для выявления общей тенденции в современной теории творчества относительно такого феномена, как воображение, безусловно, необходимо учесть взгляды и выводы этих выдающихся ученых.
Л.С. Выготский решительно выступал к системности всех психических процессов и того, что развитие каждого из них всегда осуществляется под влиянием доминирующей в сознании функции. Это в определенной мере относится и таким многозначным процессам, как воображение и творчество.
Учитывая указанное, есть смысл согласиться с Л.С. Выготским в его категоричных оценках относительно большого значения воображения для творческой деятельности личности. Ведь, по его убеждению, «все, что нас окружает и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, - все это является продуктом человеческого воображения и творчества, которое базируется на этом воображении» [3, с. 5].
Следуя системным представлениям об исследовании актуальных проблем, Л.С. Выготский подробно описывает психологический механизм по творческому воображению, который включает выделение отдельных элементов предмета, их изменчивость (преувеличение или преуменьшение), сочетание измененных элементов в новые целостные образы, систематизацию этих образов и их так называемую «кристаллизацию» в предметном воплощении, и, в итоге, подчеркивает, что - «это и является основой и движущим началом творчества» [3, с. 34].
С.Л. Рубинштейна, который был глубоко убежден, что воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Ведь, как психический процесс, оно связана с необходимостью и возможностью личности творить что-то новое и поэтому может обеспечивать переработку и преобразование новых образов, которые хранятся в памяти человека [11].
По убеждениям С.Л. Рубинштейна, специфическая роль творческого воображения заключается в том, что оно преображает образное, предметное содержание любой проблемы и тем самым способствует ее успешному решению.
Как видно из определений, существенным признаком творческого воображения является способность субъекта создавать новые образы и преобразовывать прошлый опыт.
Проблема развития детского воображения в старшем дошкольном возрасте в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В психологической литературе детское творческое воображение рассматривается в связи с рядом проблем психического развития ребенка, таких, как детское мышление, детская деятельность, детская одаренность и другие.
Основными компонентами творческого воображения являются наблюдательность, особая концентрация внимания, интуиция, обширность знаний, гибкость, самостоятельность, быстрота мышления, стремление к открытиям, способность непосредственность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
2. Ветрук Н.Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2010. – 32. – С. 24-32
3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. психологический очерк [Текст] / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - М.: Просвещение.2014. – 690 с.
4. Гуткович И.Я. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. – Ульяновск: Мир книги, 2015. – 40 с.
5. Иванова А.А. Развитие творческого воображения старших дошкольников [Текст] // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: материалы III Международной научной конференции – Чебоксары: Интерактив плюс, 2015 – с. 136–138.
6. Кравченко, А. И. Психология и педагогика : учебник / А. И. Кравченко; [Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова]. - Москва : Проспект, 2007. - 400 с.
7. Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста / О. А. Куревина. - М. : Линка-ПРЕСС, 2003. – 174 с.
8. Лурия, А. Р. Речь и развитие психических процессов у ребенка [Текст] : Эксперим. исследование / А. Р. Лурия, Ф. Я. Юдович ; Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1956. - 94 с.
9. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005 - 208 с.
10. Общая психология : [учебник для педагогических институтов] / [акад., д-р психол. наук, проф. А. В. Петровский, д-ра психол. наук, проф. М. Г. Ярошевский, В. С. Мухина и др.] ; под ред. проф. А. В. Петровского. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Просвещение, 1976. - 479 с.
11. Рубинштейн, С. Л. Воображение и творчество [Текст] / С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - Т. 1. - М.: Педагогика, 2014. – 150 с.