Фрагмент для ознакомления
2
1 Теоретическая часть. Невербальная форма коммуникации
Восприятие личности – важная часть социальной психологии, кото-рая включает в себя разные процессы психики, используемые для форми-рования впечатления о других. На основе этого мы делаем о них выводы.
Наше впечатление о других имеет основу в наших же ожиданиях, ко-торые были созданы на основе прошлого опыта. Это происходит практи-чески каждый день в самых различных ситуациях. Когда мы встречаем не-знакомого человека, как правило, автоматически формируется впечатление о нем. Первое впечатление может измениться в будущем, в процессе ком-муникации с этим человеком.
Ежедневно человек сталкивается с огромным количеством раздражи-телей. Если бы сознание анализировало каждый стимул отдельно, орга-низм был бы перегружен. Поэтому, принимая во внимание прошлый опыт, взаимоотношения с другими, то, что мы когда-то прочитали или увидели, мы создаем конкретные мнения или впечатления, на основе которых и происходит оценка и классификация событий или людей, которые встре-чаются. Большая часть времени, как правило, не осознается человеком – он не осознает, почему он именно так подумал или сформировал именно такое мнение о человеке .
Как происходит оценивание личности. Все зависит от цели воспри-нимающего. Люди, как правило, опираются на свои интересы и потребно-сти, когда оценивают кого-либо. К примеру, если человеку важен статус и успех, крупный руководитель компании произведет более сильное впечат-ление, поскольку в этом человеке он видит удовлетворение своей потреб-ности. Также поведение оценивается как адекватное в конкретных услови-ях. Человек может ожидать определенного поведения от людей в разных ситуациях, основываясь на норма общественного поведения. К примеру, находиться возле бассейна в купальнике – это нормально. Но если в таком виде человек выйдет прогуляться по улице, это будет неуместно.
Также за основу берется прошлый опыт. Если человек, к примеру, плохо учился в школе и проваливал экзамены, то спустя какое-то время в беседе, где будет затронута тема несерьезного отношения к работе, он вспомнит о своем опыте и выскажет мнение о том, что часто людям может не хватать усердия в их работе, не предполагая, что причина может быть в другом. Поэтому часто информация воспринимается через призму про-шлого опыта .
В приветствии, знакомстве человек показывает свои манеры поведе-ния, которые характеризуют его этикетную культуру. Манеры представ-ляют собой способ держать себя, внешнюю поведенческую форму, обра-щение к другим, употребляемые выражения, интонацию, походку, мимику и жесты.
Манера держаться представляет собой способ проявления уважения к окружающим. Сюда включается и опрятность, способ обращения в раз-говоре, проявление такта.
К хорошим манерам относится скромность и сдержанность, способ-ность контролировать свои поступки, внимательно и тактично обращаться с людьми. Хорошие манеры предполагают способность правильно дер-жать свое тело и управлять своими движениями .
Одно из основных требований к человеческому поведению – это естественность. Когда человек ведет себя неестественно, это всегда заметно со стороны. Истинное лицо человека представляет его имидж и проявляет-ся в жестах, мимике, движениях и позе. Это и невербальные средства ком-муникации, при помощи которых можно рассказать больше, чем при по-мощи вербальной коммуникации, даже когда сам человек этого не хочет.
Если при помощи слов передается 7 % информации, при помощи звуковых средств (тон голоса, громкость речи и др) – 38 %, то мимика, по-зы и жесты передают 55 % информации. Другими словами, не так значимо, что говорится, а важно то, как человек что-то произносит и что при этом делает.
Поэтому в общении важно осуществлять контроль движений и мими-ки, и уметь считывать реакцию партнера по общению. Для этого важно знать язык жестов и мимики. Их смысл не всегда одинаков, поскольку важно принимать во внимание общую атмосферу разговора, его содержа-ние.
Мимика в общении. Исследования восприятия человеческого лица
Жесты, мимика, пантомимика (как средства общения) являются мето-дами невербального контакта, или способом говорить без помощи слов. Во многих материалах на эту тему определения невербальных поведения, коммуникации и общения употребляются в качестве синонимов, однако специалисты разделяют эти близкие по смыслу понятия .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1) Алавидзе Т. А. Социальная психология в современном мире. - М., 2019
2) Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную филосо-фию [Электронный ресурс] / С. И. Гессен. – Режим доступа: http://textarchive.ru/c-1655102-pall.html.
3) Барабанщиков В. А., Хозе Е. Г. Восприятие экспрессий лица, обу-словленных его конфигурацией // Лицо человека в науке, искусстве и прак-тике / Под ред. К. И. Ананьевой, В. А. Барабанщикова, А. А. Демидова. М.: Когито-Центр, 2016. С. 159–182.
4) Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. – М., Изд-во ИПРАН, 2014, 480 с
5) Барабанщиков В. А., Жегалло А. В., Королькова О. А. Перцеп-тивная категоризация выражений лица. М.: Когито-Центр, 2020.
6) Леонтьев, А.А. Психология общения: учебное пособие для вузов / А.А. Леонтьев. - 3-е изд. - М.: Смысл: Академия, 2018
7) Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: учеб. пособие. - М.: Слово/Slovo, 2020. - 624 с.
8) Экман, П. Психология лжи. Обмани меня, если сможешь / П. Эк-ман. — Спб: Питер, 2019