Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные идеи учения Платона
Древнегреческий философ Платон родился в 428 или 427 г. до н. э. в знатном афинском семействе. Получил блестящее образование.
С 407 г. до н. э. был учеником философа Сократа. В 399 г. до н. э. Сократ по сфабрикованному обвинению был приговорен к смерти и казнен.
Платон покинул Афины и долго странствовал, посетил страны Ближнего Востока и Египет. Завершилось путешествие на Сицилии, при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего. Там Платон пытался внедрить на практике свои идеи об идеальном государстве, управляемом государем-философом, но дело закончилось неудачей.
В 387 г. до н. э. Платон вернулся в Афины, где основал свою философскую школу, которая называлась Академия. Школа эта была знаменита по всей Элладе и за ее пределами и просуществовала без малого 1000 лет; была закрыта в 529 г. указом императора Юстиниана. Одним из учеников Академии стал Аристотель, будущий великий философ.
Более Платон никуда не отлучался из Афин, за исключением двух поездок на Сицилию, по приглашению уже другого сиракузского тирана, Дионисия Младшего, — в 366 и 361 — 360 гг. до н. э. Цели этих поездок были те же, что и в первый раз, а результаты — столь же плачевны.
Возвратившись в Афины, Платон до последнего дня не оставлял своих философских трудов и занятий с учениками. Завещав управление Академией своему племяннику Спевсиппу, великий философ скончался в 347 г. до н. э. в возрасте 80 лет и был похоронен в Академии.
Представления Платона о государстве, его устройстве, механизмах функционирования и развития (деградации), основаны на онтологических и этических положениях его философии. Платон одним из первых создает идеалистическую картину бытия. В центре его онтологии лежит представление о существовании нематериальных сущностей - идей.
Идеи – это обобщенные понятия, обладающие свойствами субстанций, т.е. вечные, неизменные, не нуждающиеся в чем-либо для своего существования. Согласно представлениям Платона именно мир идей представляет собой подлинное, реальное бытие, в то время как физический мир, мир материй, представляет собой его искаженное отражение. Каждый предмет мира материй отражает в некоторой степени одну идею.
Однако ни одна вещь не способна воплотить идею полностью, т.к. идея обладает признаками всех вещей данного класса, так идея лошади включает в себя всех возможных лошадей – пегих, гнедых, степных, арабских и т.д. При этом идея лошади совершенна, она превосходит любую реально существующую лошадь.
Материальный мир же в целом является отражением Мировой души, как наиболее общей и глобальной идеи, включающей в себя все остальные. Идеи существуют не только в своем мире идей, но также способны проникать и в мир материй, в частности в качестве человеческой души. Душа – это тоже идея, а потому она бессмертна в отличии от материального тела. Однако помещение в материальный сосуд негативно сказывается на идее-душе, в частности она забывает все свои знания, а также воспоминания о прошлых жизнях.
Кроме того, материальное тело оказывает на душу воздействие через собственные желания, стремления, страсти. В зависимости от собственной природы в душе может возобладать одна из ее трех частей: разумная, что связана с мозгом, разумом, логикой; отважная, что связана с сердцем, чувствами, отвагой и яростью; вожделеющая, что связана с печенью, страстями, жаждой богатства, а также умеренностью, сдержанностью. Большую роль в раскрытии негативных или положительных качеств души оказывает воспитание.
При должном воспитании даже у вожделеющей души могут проявиться ее лучшие черты, в то время как при отсутствии воспитания даже разумная душа способна пасть в пучину безумия и рабства перед собственными страхами и страстями.
Идея сверхчувственного мира
Платон привнес в философию много нового, основные его концепции связаны с идеей сверхчувственного мира. Сверхчувственный мир выступает как некое надфизическое пространство, которое неизвестно для натурфилософов.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Виндельбанд В. История древней философии.// Винде.льбанд В. Киев, 2018.-120с
2. Мамардашвили М.К. Лекции по античной философии.// Мамардашвили М.К., М., 2020-578
3. Платон. Государство // Платон. Сочинения: В 3 т. М., 2019 Т. 2(1).- 316.с
4. Платон. Парменид // Платон. Сочинения: В 3 т. М., 2019–1972. Т. 2. С. 289.
5. Платон. Собрание сочинений в 4 тт. // Платон. Т. 1 - 3. М., 2019.-139
6. Рассел Б. Т. История западной философии в 2 тт.// Рассе.л Б. Т. 1. М., 2018-120с;
7. Хайдеггер М. Учение Платона об истине// Историко – философский ежегодник `86. – М.: «Наука», 2020.-128