Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1.
Закупочная логистика – это процесс обеспечения предприятий материальными ресурсами, размещения ресурсов на складах предприятия, их хранения и выдачи в производство. Она определяет, что, сколько, у кого и на каких условиях закупить и как реализовать принцип системности, т.е. синхронизировать закупки с производством и сбытом, а также деятельность предприятия с поставщиками.
Цель закупочной логистики – это процесса обеспечения предприятий материальными ресурсами с максимальной экономической эффективностью. Эта цель может быть рассмотрена в трех случаях в зависимости от того, на каком уровне детализации рассматривать отдел закупок:
– отдел закупок обеспечивает интеграцию предприятия в макрологистическую систему посредством работы с поставщиками;
– отдел закупок, являясь элементом логистической системы предприятия, должен согласованно действовать в цепи снабжение – производство – сбыт;
– отдел закупок – самостоятельная система. Следовательно, для успешной деятельности он должен удовлетворять принципам логистики. Эффективная деятельность отдела во многом зависит от соответствия его принципу системности, грамотной системной организации.
Существует традиционный и логистический подходы к организации службы снабжения.
При традиционном подходе затруднена реализация принципа системности при обеспечении предприятия ресурсами. Задачи закупочной логистики решаются различными подразделениями предприятия. Задачи, что закупить и сколько закупить, возложены на управление по материальным ресурсам и решаются дирекцией по производству. Они же занимаются выполнением работ по организации складирования приобретенных ресурсов.
Задачи же, у кого закупить и на каких условиях, решаются управлением по закупкам. Это управление по закупкам занимается заключением договоров, контролем за их исполнением и организацией доставки закупленных ресурсов. Такое разделение между различными службами сильно усложняет эффективную реализацию функций закупочной логистики.
Данный недостаток устранен при логистическом подходе к организации службы снабжения. Все задачи логистики закупок возложены на дирекцию по материально-техническому снабжению. Она управляет тремя подразделениями, которые занимаются: управлением запасами (решение задач, что и сколько закупить), закупками (решение задач, у кого и на каких условиях закупить, заключение и контроль за исполнением договоров, организация доставки закупленных ресурсов). Такая структура позволяет использовать методы логистики для оптимизации движения материального потока в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Цели закупочной логистики достигаются путем выполнения ряда задач, которые можно разделить на две части: информационные задачи и задачи реализации. Эти группы задач состоят из следующих подзадач:
1. информационных:
– определение продуктов и услуг, которые лучше приобрести на стороне, – задача "сделать или купить";
– поиск, оценка и выявление лучших поставщиков, цен, способов доставки продуктов и услуг – задача выбора поставщика;
2. задач реализации:
– соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и комплектующих;
– обеспечение точного соответствия между количеством поставок и потребностями в них;
– соблюдение требований производства по качеству сырья и комплектующих.
Общей проблемой для большинства компаний является определение порядка осуществления производственной программы: путем прочного, но не всегда экономически эффективного обеспечения материалами либо задержки выпуска продукции в связи с затратами дополнительного времени на закупку экономически выгодных материалов.
Функции закупочной логистики:
– формирование стратегии приобретения материальных ресурсов и прогнозирование потребности в них;
– получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков;
– выбор поставщиков;
– определение потребностей в материальных ресурсах и расчет количества заказываемых материалов и изделий;
– согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку;
– контроль за сроками поставки материалов;
– входной контроль качества материальных ресурсов и их размещение на складе;
– доведение материальных ресурсов до производственных подразделений;
– поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресурсов на складах.
Приведенные функции реализуются отделом закупок, взаимодействующим с другими отделами предприятия.
Производственная логистика занимается управлением материальным потоком в процессе его прохождения производственных звеньев при движении от первичного источника сырья до конечного потребителя. Целью производственной логистики является снижение затрат и повышение качества продукции в процессе преобразования материального потока в технологических процессах производства готовой продукции.
Основная особенность производственной логистики – отсутствие товарно-денежных отношений между участниками логистического процесса. Отношения между ними принято называть внутрипроизводственными.
Аналогично отношениям логистические системы, с которыми работает производственная логистика, называются внутрипроизводственными. Их можно рассматривать:
– на микроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы состоят из набора подсистем, целостно связанных между собой. Примерами таких систем служат закупка, склады, транспорт. Логистика должна обеспечивать согласованную работу звеньев, которые занимаются поставками, производством и сбытом продукции;
– на макроуровне. Внутрипроизводственные логистические системы являются элементами макрологистической системы, а точнее источниками материальных потоков. Из этого следует, что внутрипроизводственные системы должны иметь возможность быстро адаптироваться к экономической ситуации, изменять номенклатуру производства, количество выпускаемой продукции. В противном случае макрологистическая система, в которую входит данная внутрипроизводственная система, не сможет эффективно функционировать.
Задачи производственной логистики:
– планирование и диспетчирование производства на основе прогноза потребностей в готовой продукции и заказов потребителей;
– разработка планов-графиков производственных заданий цехам и другим производственным подразделениям;
Показать больше