Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. Ранняя диагностика и коррекция отклонений психомоторного развития детей являются главным условием их эффективного обучения и воспитания, предупреждения у них тяжелой инвалидности и социальной дезадаптации.
Кроме того, на ранних этапах развития дети усваивают двигательные, речевые и поведенческие стереотипы. Если у ребенка с отклонениями в развитии они изначально сформированы и закреплены неправильно, то впоследствии скорректировать их крайне сложно. Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.
Все дети имеют индивидуальные возрастные особенности, физические и психологические. На основе результатов психодиагностических методик можно выявить ранние стадии отклонений от нормы. При необходимости можно обращаться к психологу для улучшения и корректировки ситуации. Выявление психологических отклонений у детей на ранних стадиях будет способствовать психо-коррекционной работе.
Психологическое тестирование и оценка детей — это оценка мышления, обучения, поведения и эмоций на основе стандартизированных и проверенных методов и инструментов. У детей оценки включают ряд стратегий сбора информации. Как правило, оценка проводится с использованием интервью, наблюдения, проверенных методов тестирования и консультаций.
Оценка ребенка охватывает многие области, такие как общее развитие языка, памяти и академических навыков (математика, чтение, письмо, правописание, решение задач), а также биологические оценки, такие как мелкая моторика и зрительно-пространственные способности.
Ведущими отечественными специалистами в области возрастного развития (Е.Л. Инденбаум, И.А. Коробейников, Н.Н. Малофеев, Н.В. Шутова и др.) единодушно сделаны выводы о том, что на данный момент времени можно наблюдать большую вариативность нарушений развития, сложные сочетания первичного, вторичного и последующих нарушений (Васильева, 2018).
Однако, если посмотреть с точки зрения вариативности, пластичности индивидуальных изменений под воздействием различных факторов и определить данное состояние как процесс жизнедеятельности, а не регресса или акселерации, то целью психолого-педагогической диагностики может быть выявление индивидуальных особенностях ребенка и ресурсов развития (вне зависимости от поставленных диагнозов) (по Н.Н.Шельшаковой).
Цель работы – рассмотреть психодиагностику развития младенцев и дошкольников.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие психологической диагностики;
- проанализировать диагностики развития детей;
- рассмотреть диагностические методики, предназначенных для изучения развития детей младенческого и дошкольного возраста.
1. Психодиагностика развития младенцев и дошкольников
Существует ряд определений понятия «психологическая диагностика». Термин «психодиагностика» имеет достаточно разнообразные и неоднозначные трактовки. По мнению Н.И. Шевандрина – это раздел психологии, изучающий принципы, приёмы, средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых феноменов, позволяющих установить диагноз.
Здесь возможно сузить определение за счет снятия необходимости постановки диагнозов и определения только актуального состояния ребенка. А.А. Бодалёв, В.В. Столин определяют как науку и практику постановки психологического диагноза, то есть выяснения наличия и степени выраженности у человека определённых психологических признаков.
К.М. Гуревич, Е.М. Борисова говорят о том, что это психологическая дисциплина, разрабатывающая методы выявления и изучения индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека.
Л.Ф. Бурлачук определяет как область психологической науки, которая разрабатывает теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности.
Н. Мак-Вильямс определяет в качестве процесса выявления и изучения индивидуально-психологических особенностей человека с помощью специальных средств и методов.
«Психологическое рождение ребенка, то есть способность элементарно различать себя и мир приходится на более поздний период.
Каждую фазу можно рассматривать как определенный промежуток времени, в который происходит качественный скачок в психологическом развитии ребенка. Границы фаз приблизительны и связаны с проявлением того или иного психологического феномена» [3, С. 366]. Их границы отчасти
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, Е. Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни / Е. Ф. Архипова. — М. : Мозаика-Синтез, 2012. – 156 с.
2. Безруких М.М. Диагностика готовности к школе как раннее выявление (прогнозирование) рисков дезадаптации / М. М. Безруких, А. С. Верба, Т. А. Филиппова // Новые исследования. – 2012. – № 1 (30). – С. 145-157.
3. Васильева В.Ю. Специфика развития самосознания в младенчестве и дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева // Молодой ученый. -2018. -№19. - С. 366-367.
4. Глуханюк, Н.С. Психодиагностика / Н.С. Глуханюк. - М.: Academia, 2015. - 363 c.
5. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни / сост. Г. А. Таварткиладзе, Н. Д. Шматко, Т. В. Пелымская. — М. : Полиграф сервис, 2001. – 28 с.
6. Екжанова, Е. А. Методика педагогического обследования детей младшего дошкольного возраста с умственной недостаточностью / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева // Дефектология. - 2007. - № 6. – 59 с.
7. Калашникова С.А. Диагностика психического развития детей в младенчестве и раннем возрасте: Учебно-методическое пособие / С. А. Калашникова. - Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2007. - 67 с.
8. Психолого-педагогическая диагностика детей (учебно-методическое пособие для лабораторных и практических занятий) / Сост: Ю.С. Бондаренко, С.Н. Гончар, О.В. Набока, Е.В. Чумейка - Тирасполь, 2013. -258 с.
9. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 304 с.
10. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития / сост. Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. — М. : Полиграф сервис, 2001. – 156 с.
11. Переслени Л. И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности / Л. И. Переслени. -Айрис-Пресс, 2016. - 72 с.
12. Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2-е изд. испр. и доп.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.- 144 с.