Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы безопасности жизнедеятельности человека признана во всем мире. В мире от социальных, техногенных, природных и иных катастроф ежегодно погибают более десятки тысяч человек, сотни тысяч человек становятся инвалидами, еще больше людей теряют здоровье. Защита человека от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности – первостепенные задачи нашей страны.
Основы конституционного строя РФ в области безопасности жизнедеятельности изложены в статье 7, а права и обязанности человека в данной области закреплены в статьях 37, 39, 41, 42 и 58 Конституции.
Основы безопасности жизнедеятельности регулируются также Федеральными законами Российской Федерации, законами Субъектов Российской Федерации, а также требованиям стандартов, санитарных норм (СН), строительных норм и правил (СНиП).
Основная часть.
1. Цель работы – получить навыки:
-по оценке труда по показателям напряженности трудового процесса профессии актера;
-по разработке мероприятий по повышению эффективности труда актера.
Считается, что продукция театрально-зрелищных организаций предназначена только для получения эстетического удовольствия. В то же время, мало кто задумывается что, работники этой сфере подвержены профессиональным травмам и заболеваниям. Актер – это тяжелая работа.
Среди причин смертности актеров театра и кино выявили значительный процент рака легких, пищевода и мочевого пузыря у женщин, причем у театральных актрис этот уровень в 3,8 раза выше, чем у киноактрис. У актеров-мужчин повышенные показатели смертности от рака поджелудочной железы и толстого кишечника, рака яичек. Психологическая неуравновешенность ведет к самоубийствам и росту алкоголизма. У мужчин-актеров – высокий показатель смертности от цирроза печени.
Люди, для которых публичные выступления являются важной частью профессиональной деятельности, испытывают волнение чаще и интенсивнее других. Волнение исполнителя может сопровождаться многими физическими симптомами такими, как тремор рук, дрожащие губы, диарея, потные руки и учащенное сердцебиение.
Причинами стресса являются жесткая конкуренция на ограниченном рынке труда, необходимость играть каждый день и даже по несколько раз в день, ночная работа, гастроли, жесткие сроки съемок, частые дубли (особенно при съемке рекламных роликов) и т.д. Постоянные гастроли не только требуют психологической адаптации, но и физической. Для оптимальной работы артист должен иметь достаточно времени на нормальный сон. Резкие перемены часовых поясов вызывают нарушение суточного ритма и выражаются в хронической бессоннице, головной боли, заторможенности, головокружении, раздражительности и забывчивости.
Из-за частой смены обстановки и хаотичной работы у многих сбои режима питания, поздний обед после публичного выступления.
Под театральными софитами тяжелые костюмы могут оказаться очень жаркими. Работа в театре влечет за собой риск общих производственных опасностей, связанные с театральной спецификой: ненормированный рабочий день, особая планировка помещений, плохое освещение, экстремальные температуры и необходимость укладываться в жесткие сроки работ.
Вредные производственные факторы также оказывают влияние на работников театра.
В театрах сцены с грязью, гравием, искусственным снегом могут вызывать раздражение глаз и респираторных путей работников, если использовались вредные материалы. Уборка этих материалов после спектакля ведет к загрязнению воздуха с превышением предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе рабочей зоны в несколько раз.
Театральный грим может вызывать аллергические реакции кожи и глаз. Довольно распространенная практика, когда несколько актеров пользуются гримом из одного контейнера, увеличивает риск бактериальных инфекций. Использование аэрозолей для волос и других продуктов в аэрозольной упаковке в непроветренной гримерной также вредно для здоровья. Грим может содержать опасные вещества: полиуретан, силиконовые каучуковые смолы, краски, пигменты, воск и другие ингредиенты. В гриме для спецэффектов иногда используют различные вредные растворители и клейкие вещества. При этом на организм человека воздействуют чрезвычайно опасные вещества (ПДК менее 0,1 мг/м3 – 1-й класс опасности). К ним, например, относятся белила свинцовые (на основе соединений свинца), которые являются основой многих красок, соединения кобальта применяются для красок синей гаммы. Не на много безопаснее белила цинковые (на основе оксида цинка) (2-й класс опасности) или большинство растворителей, относящихся к 3-му классу опасности. При наложении грима его снятии есть опасность травмирования глаз.
Наиболее часто у актеров случаются травмы нижних конечностей (38 %), поясницы (15 %) и повреждения голосовых связок (17 %). Последние часто возникают из-за тумана и дыма на сцене, производимых при помощи гликолевых соединений и минерального масла. В результате у актеров появляются болезненные симптомы верхних (насморк, раздражение слизистых оболочек) и нижних дыхательных путей (кашель, хрипы, затруднение дыхания и сдавленность в груди).
Кинопроизводство отличается высокими показателями несчастных случаев, в основном из-за трюков.
Съемки на натуре, особенно, в экспедициях более трудны и опасны, чем павильонные. Актеры и съемочная бригада могут подвергаться всевозможным опасностям таким, как дикие животные, ядовитые рептилии, гражданские волнения, экстремальные климатические явления, заразные болезни, зараженная пища и вода, непрочность зданий, использование в строительстве асбеста и свинца, биологические опасности и т.д. Очевидна опасность при съемках на воде, в горах, в пустыне и других опасных местах.
Для прожекторов и ежедневного освещения на съемочной площадке требуется большое количество энергии. Электроборудование является источником повышенной опасности. Осветительные приборы также могут представлять угрозу для жизни и здоровья. Особенно опасны газовые лампы высокого напряжения такие, как неоновые, галлогеновые и лампы с углеродной дугой.
В кинопроизводстве применяются фейерверки и пиротехнические спецэффекты, которые чреваты незапланированными взрывами и пожарами.
Ремонтом кино- и теле- оборудования занимаются техники и инженеры, их условия труда схожи с условиями труда их коллег в промышленности. В работе используются органические растворители, применяются электросварочные, паяльные работы, электрические инструменты.
Напряженность труда (НТ) – характеристика рабочего процесса. Определяется на основании целого ряда критериев. Используется при аттестации рабочего места.
Напряженность труда – значение, отражающее нагрузку на центральную нервную систему при исполнении должностных обязанностей. Показатель дает представление о нагрузке на нервную систему, эмоциональное состояние, органы чувств. Показателен для актеров. Представители этой профессии испытывают наибольшую нагрузку именно на центральную нервную систему. Фактор физического утомления во внимание не принимается. Напряженность труда – это один из критериев при профессиональном отборе.
Классы напряжённости труда. Рассматривают три класса НТ:
1.Оптимальный. Предполагает слабый показатель напряжённости труда. Такие условия обеспечивают наилучший уровень производительности.
2.Допустимый. Предполагает среднюю ступень напряженности. Данные условия не противоречат нормативам. Предполагается, что накопленное напряжение будет устраняться в процессе выходных. НТ второго класса не должна причинять вред здоровью сотрудника в перспективе.
3.Напряженный. Предполагает превышение установленных нормативов. Данная работа отличается наличием вредных производственных условий. Третий класс напряжённости труда – это неблагоприятное влияние на организм сотрудника в перспективе. Он характерен для профессии «актер».
Третий класс подразделяется еще на три категории:
3.1. Присутствуют отклонения от принятых нормативов. Они могут спровоцировать изменения обратимого характера, повышают риск развития болезней.
3.2. Существующие вредные условия могут спровоцировать устойчивые нарушения. Есть высокий риск развития болезней, вероятность непродолжительной утраты трудоспособности. Возможно появление первой стадии профессиональной патологии.
3.3. Отличается повышенным уровнем вредных воздействий. Существует очень высокая вероятность появления и развития патологий.
Класс напряженности влияет на организацию условий труда, обустройство рабочего места.
Нагрузки имеют разновидности. Каждая из нагрузок характеризуется особыми критериями оценки:
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
Закон РФ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 N 69-ФЗ.
Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.
Закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.4.026-2015 "Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний".
ГОСТ 1.0-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения".
ГОСТ 1.2-2015 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, обновления и отмены".
СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение».
Бондин, В.И. Безопасность жизнедеятельности / В.И. Бондин. – Ростов и/Д.: Феникс, 2016. – 352 с.
Кукин, П.П. Основы безопасности и жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств. Охрана труда: Учебное пособие для вузов / П.П. Кукин, В.Л.Лапин, Н.Л. Пономарев. – Изд. 4-е, перераб. – М.: Высшая школа, 2016. – 335 с.