Фрагмент для ознакомления
2
АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ ТОВАРООБОРОТА АПТЕКИ
ЗНАЧЕНИЕ ТЕМЫ. С экономической точки зрения, товарооборот - это процесс обращения товаров. В узком смысле слова, товарооборот отождествляют только с реализацией (продажей). Продажа ЛП и ИМН имеет соци-альное значение, т.к. аптека продает не просто товар, а особый - лекарственные препараты, от наличия и эффек-тивности которых в конечном итоге зависит здоровье населения. Объем реализации имеет и экономическое значе-ние. В результате продажи образуется прибыль.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
• сформировать у студентов знания по особенностям и методическим приемам анализа и планирования товаро-оборота ЛП и ИМН.
• научить умению экономически обосновывать товарооборот в соответствии с данными пла-нируемого спроса населения, товарного предложения; приводить структуру реализации в соответ-ствие с организацией сбыта.
ЗАДАЧИ. Научить умению:
1. строить прогноз товарооборота с использованием метода динамических показателей, мето-да PERT.
2. строить прогноз товарооборота при отсутствии исчерпывающей информации о показателе за отдельные пери-оды.
3. распределять товарооборот по кварталам, товарной номенклатуре, по видам товарооборо-та.
ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
1. РАЗДЕЛАМИ ТОВАРООБОРОТА ЯВЛЯЮТСЯ
a. расход
b. поступление
c. товарные запасы
d. торговая надбавка
e. валовая прибыль
2. ОБЪЕМ ПРОДАЖИ ТОВАРОВ И ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ ЗА ОПРЕДЕЛЕН-НЫЙ ПЕ-РИОД ВРЕМЕНИ – ЭТО:
a. товарооборачиваемость
b. товарооборот
c. управление запасами
d. время обращения
3. ОТ ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА ЗАВИСЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
a. валовая прибыль
b. товарные запасы
c. переменные расходы
d. чистая прибыль
e. условно-постоянные расходы
4. ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Характеристики показателей Измерители показателей
1. Количественные показатели г) реализация по группам товаров
товарооборота б) общий объем реализации за определенный период
2. Качественные показатели в) реализация на 1 работника
а) реализация на 1 жителя
товарооборота
5. ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Показатели
1. Факторы, влияющие на увеличение объема продаж а) увеличение доходов населения
б) применение приемов мерчандайзинга при выкладке товаров
в) совершенствование работы товаропроводящей сети
д) развитие концепции здорового образа жизни
ж) расширение ассортимента ЛП
2. Факторы, влияющие на сокращение объема продаж г) запрещение рекламы ЛП, отпускаемых по рецептам
е) увеличение доли высокоэффективных ЛП
з) отпуск лекарств по рецептам
6. ТОВАРООБОРОТ АПТЕКИ ЭНОМИЧЕСКИ ВЫГОДНО
a. не иметь
b. уменьшать
c. не изменять
d. увеличивать
e. индексировать
7. ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Классификация товарооборота Составные части
1. По типу покупателей в) реализация населению
г) реализация организациям
2. По товарной номенклатуре б) предметы личной гигиены
а) изделия медицинского назначения
д) лекарственные средства
8. РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ КОНЕЧНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВКЛЮЧАЕТ:
a. Оборот по безрецептурному отпуску
b. Оборот по стационарной рецептуре
c. Оборот по амбулаторной рецептуре
d. Оборот по мелкооптовому отпуску
e. Оборот мелкорозничной сети
9. РЕАЛИЗАЦИЯ ТОВАРОВ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫМ ПОТРЕБИТЕЛЯМ ВКЛЮЧАЕТ:
a. Оборот по безрецептурному отпуску
b. Оборот по стационарной рецептуре
c. Оборот по амбулаторной рецептуре
d. Оборот по мелкооптовому отпуску
e. Оборот мелкорозничной сети
10. ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА И ПЛАНИРОВАНИЯ ТОВАРООБОРТА ЯВЛЯЮТСЯ
a. баланс аптеки
b. месячные отчеты аптеки
c. статистические отчеты аптеки о рецептуре и товарообороте
d. данные бухгалтерской отчетности
e. данные о темпах инфляции
11. ПОДБЕРИТЕ СООТВЕТСТВИЕ
Этапы анализа товарооборота Содержание
1. изучение динамики объема товаро-оборота В) анализ осуществляется с помощью цепных и базисных темпов роста (прироста)
А) для анализа используются индексы цен
2. оценка степени выполнения плана Д) помогает оценить общие тенденции измене-ния пока-зателя
3. анализ факторов, влияющих на дина-мику и степень выполнения плана Г) анализ вли-яния товарных ресурсов
Б) проводится по составным частям
Е) анализ влияния трудовых ресурсов
12. ОЦЕНКА БУДУЩИХ ПРОДАЖ В ДЕНЕЖНОМ ВЫРАЖЕНИИ ЗА ОПРЕДЕЛЕННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕ-НИ – ЭТО:
a. план прибыли
b. план издержек обращения
c. план товарооборота
d. норматив товарных запасов
13. ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АПТЕКИ НАЧИНАЕТСЯ С РАСЧЕТА
a. товарооборота
b. издержек
c. валовой прибыли
d. чистой прибыли
e. товарных запасов (остатки на конец года)
14. ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ ТОВАРООБОРОТА МОЖНО ПРИМЕНИТЬ МЕТОДЫ:
a. пробный маркетинг
b. экономико-математические
c. основанный на учете прошлых тенденций
d. основанный на данных о предполагаемом спросе
15. ПОКАЗАТЕЛЬ, ОТРАЖАЮЩИЙ ВО СКОЛЬКО РАЗ ЦЕНЫ В ДАННОМ ПЕРИОДЕ УВЕЛИЧИЛИСЬ ПО СРАВНЕНИЮ С ПРЕДЫДУЩИМ ПЕРИОДОМ, НАЗЫВАЕТСЯ:
a. индекс цен
b. валовой национальный продукт
c. индекс инфляции
d. валовой внутренний продукт
16. МОЖНО ЛИ ПРИ РАСПРЕДЕЛЕНИИ ТОВАРООБОРОТА ПО КВАРТАЛАМ НА ПЛАНИРУЕМЫЙ ПЕРИ-ОД СОХРАНИТЬ УДЕЛЬНЫЙ ВЕС РЕАЛИЗАЦИИ КАЖДОГО КВАРТАЛА В ОБЩЕМ ОБЪЕМЕ ТОВАРО-ОБО-РОТА ЗА ТЕКУЩИЙ ГОД?
a. да
b. нет
17. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАНА ТОВАРООБОРОТА ПО ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ НАЧИНАЕТСЯ С
a. относительного показателя
b. с абсолютного показателя
18. ПЛАН ОБЪЕМА ТОВАРООБОРОТА ДЛЯ ЛПУ РАВЕН
a. сумме оптового товарооборота
b. ассигнованиям, выделенным на закупку ЛС и ИМН
c. сумме ассигнований и оптового товарооборота
19. на плановую величину товарооборота организациям влияют следующие факторы:
a. Профиль ЛПУ
b. Изменения коечного фонда
c. Увеличение доходов населения
d. Наличие формуляров и их стоимость
e. Расширение ассортимента ЛП и ИМН
20. ТОВАРООБОРОТ АПТЕКИ ПЛАНИРУЕТСЯ В ЦЕНАХ
a. средних
b. покупных
c. продажных
d. договорных
e. коммерческих
СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ
ЗАДАЧА 1.
Директор аптеки систематически проводит работу по изучению спроса населения на ЛП. В январе, апреле, июле, октябре проводилось изучение спроса на жаропонижающие ЛП. Больным предлага-лись сульфаниламиды, аспи-рин, анальгин. Посетители дали разные предпочтения этим ЛП. Можно ли индивидуальные вкусы больных учесть при прогнозировании объема товарооборота этих ЛП и как это сделать?
Решение
Провести маркетинговое исследование.
ЗАДАЧА 2.
Для составления плана по объему реализации на год зав. аптекой попросила бухгалтера подгото-вить по аптеке следующие документы: ежемесячные товарные отчеты за 5 лет; а также сведения о динамике индекса потреби-тельских цен за последние 12 месяцев, которые аптека получает ежеме-сячно в соответствии с договором от ООО "Стат-экспресс". Достаточно ли данных из этих докумен-тов для составления плана, какие сведения из товарного отчета собирается использовать зав. ап-текой для прогнозирования объема продаж?
Решение
Достаточно, можно построить прогноз.
ЗАДАЧА 3.
При проведении подготовительной работы перед составлением плана на следующий год и ставя цель увеличить объем продаж зав. аптекой провела опрос жителей микрорайона о качестве рабо-ты аптеки. В частности, около 40% жителей ответили, что они не покупают ЛП, выписанные врачом, т.к. они очень дорогие, а если бы ЛП стоили хоть немного дешевле, то можно было бы их и купить. В аптеке 80% ЛП отпускается по рецептам. Средняя стои-мость ГЛС (ВАЗ) - 135 руб., а ЛП индивиду-ального изготовления - 18 руб. Проанализировав затраты, зав. аптекой снизила цены на некото-рые, чаще всего выписываемые ЛП и средняя стоимость ГЛС (ВАЗ) стала 123 руб., а для индивиду-альных – 16,5 руб. Однако, в 1 квартале объем продаж, несмотря на снижение цены, не только не вырос, но значительно сократился. Почему это произошло?
Решение
Пусть имеем 100 человек, из них 40 не покупают ЛП, так как они дорогие. Из 100 проданных средств 80 отпуска-ется по рецептам. Выручка составит: 20*135+80*18=4140 рублей. При снижении цены чаще стали покупать по рецептам, то есть, 100*16,5=16500 рублей. Таким образом, получается, что объем продаж снизился.
ЗАДАЧА 4.
Рассчитать план товарооборота, если известно, что средняя реализация на 1 жителя составила (в сопоставимых ценах) в 2003г. - 50 руб., в 2004г. - 80 руб., в 2005г. - 120 руб. Численность населения, обслуживаемого аптекой в 2005г. - 20 тыс. чел., в прогнозируемом году увеличится на 2%.
Решение
Средний прирост товарооборота составил=(30+40)/2=35 рублей на 1 жителя. То есть, в 2006 году можно ожидать 155 рублей на одного жителя. Товарооборот=155*20000*1,02=3162000 рублей=3162 тыс.руб.
Показать больше