Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Понятия «уровня и качества жизни» в настоящий момент являются ключевым, основополагающим при рассмотрении жизни общества любого государства. Так, задача повышения уровня и качества жизни населения является на сегодняшний день одной из ключевых вопросов в социально-экономической политике развития России и ее субъектов.
На государственном уровне официально задекларировано, что повышение уровня и качества жизни населения является ключевым приоритетом социальной политики, на достижение которого должно ориентироваться функционирование всей системы публичного управления. Главным элементом в этой системе является муниципальное управление, органы которого напрямую взаимодействуют с населением подведомственной территории и сталкиваются напрямую с социальными проблемами горожан. Поэтому именно уровень и качество жизни выражает в полной мере результаты проводимой в муниципальном образовании социальной политики.
Необходимость комплексного решения проблем повышения уровня и качества жизни, обеспечения социальной стабильности связана также с прямой и обратной зависимостью этих процессов: с одной стороны, повышение качества жизни населения служит основой обеспечения социальной стабильности, а с другой – социальная стабильность способствует росту качества жизни.
Уровень и качество жизни не могут быть отражены в виде одного показателя, поэтому в статистике используется система показателей, которая позволяет дать всестороннюю характеристику уровня и качества жизни.
Актуальность и недостаточная изученность проблемы подходов к определению понятий «качества жизни» и «уровня жизни» населения, а также необходимость теоретического и методологического обоснования факторов роста человеческого потенциала выдвигают данную проблему в разряд первоочередных в социально-экономических исследованиях.
Цель – предложить направления повышение уровня и качества жизни населения на материалах муниципального образования г. Набережные Челны.
Необходимость достижения цели потребовала решения следующих задач:
– охарактеризовать сущность и показатели оценки уровня и качества жизни населения;
– изучить политику государственного регулирования уровня и качества жизни населения;
– дать краткую характеристику муниципального образования г. Набережные Челны;
– провести оценку основных индикаторов уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны;
– проанализировать муниципальную политику в области регулирования уровня и качества жизни населения муниципального образования г. Набережные Челны;
– выявить актуальные проблемы уровня и качества жизни населения муниципального образования;
– представить предложения по повышению уровня и качества жизни населения муниципального образования.
Объект исследования – население г. Набережные Челны.
Предмет исследования – уровень и качество жизни населения.
Материал и методика исследования. Анализ регулирующих кредитный рынок нормативно-правовых актов и научных материалов, посвященных изучаемой тематике и статистические данные.
В ходе проведения исследования использовались такие общенаучные методы диалектики и анализа, как: обобщение, наблюдение, сравнение, группировка, системный подход, классификация, научная абстракция и др.
Структура работы. Курсовая работа включает введение, 3 главы, заключение, список использованных источников.
1. Теоретические основы уровня и качества жизни населения
1.1. Уровень и качество жизни населения: сущность и показатели оценки
Одним из важнейших экономических показателей, отражающим результативность экономики государства, считается обеспечение должного уровня и качества жизни населения (далее – УКЖН).
Можно выдвинуть предположение о том, что понятия «качество жизни» и «уровень жизни» взаимосвязаны, однако также стоит выдвинуть предположение о том, что каждое из понятий имеет специфические особенности, которые «оттеняют» их, на первый взгляд, похожие составляющие [4].
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. рассматривают «уровень жизни как уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, которые характеризуют меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей, преимущественно определяется величиной ВВП или ВНП на душу населения, средним доходам семьи, с потребительским бюджетом семьи, прожиточным минимумом в данной стране и в других странах» [8].
Порой исследователями предпринимаются попытки рассмотреть понятие «образ жизни» через понятие «уровень жизнь». В работах И.В. Бестужева-Лада четко прослеживается мысль о том, что категория «образ жизни» включает в себя такие понятия, как «уровень жизни, качество жизни, стиль жизни, уклад жизни» [11].
Для академика С.П. Капицы «качество жизни» – это в первую очередь благосостояние населения, которое, по его мнению, тесно переплетается с термином «устойчивое развитие». В своем исследовании академик затрагивает важнейшую тему, касающуюся использования населением планеты ресурсов. Мы привыкли считать, что ресурсы иссякаемы, что их не всегда достаточно для комфортного существования всех людей не планете – однако С.П. Капица, изучая отчеты Международной организации питания, приходит к потрясающему выводу. Оказывается, достаточно ресурсов достаточно для использования практически 25 миллиардами человек. Таким образом, проблема бедности и голода заключается не в дефиците ресурсов. По мнению академика, проблема кроется в распределении богатств и ресурсов – в данном случае уместно также упомянуть «прогрессивный север» и «отсталый юг».
М.А. Нугаев и Ю.Р. Хайруллина придерживаются «системного подхода», т.е. считают, что за «качество жизни» «отвечают» «системные элементы»:
1. Материальная среда;
2. Природная среда;
3. Забота о гражданах и продолжительности их жизни;
4. Нравственность и психологический «климат» в обществе;
5. Культура;
6. Образование [9].
Однако в научной литературе зачастую возникает некоторый диссонанс между понятиями «качество» и «уровень» жизни – они могут отождествляться – и это может порождать недопонимание, т.к. это не являются в достаточной степени корректным сравнением.
«Уровень жизни» – это понятие, не относящееся лишь к аспектам социальной политики, оно характеризует развитие всей экономической системы; это понятие «отвечает» за степень удовлетворения потребностей людей – основные из них мы можем наблюдать в пирамиде А. Маслоу. Теория Маслоу оказала сильное влияние на других исследователей, которые стремились её развить. Например, психологи Кэрол Райфф и Бертон Сингер опирались на теории Маслоу при разработке своей теории эвдемонического благополучия. Согласно Райффу и Сингеру, эвдемоническое благополучие относится к ощущению цели и смысла, что похоже на идею самоактуализации Маслоу. Благосостояние, таким образом, выкристаллизовывалось из общих, чувственных ощущений человека, которые зависели от наличия целей и смысла – в том числе и реализуемых целей по обеспечению достойного «качества жизни» [4].
Можно определить понятие «уровень жизни», следовательно, в широком и узком смыслах.
1. В узком смысле. «Уровень жизни» может быть выражен в количестве и качестве потребляемых услуг (доход к стоимости жизни);
2. В широком смысле. «Уровень жизни» – это и состояние человеческого развития, и условий для человеческой жизнедеятельности.
«Уровень жизни» характеризуется следующими показателями:
1. Среднемесячная заработная плата;
2. Денежный доход в среднем на душу населения;
3. Средний размер пенсий;
4. Прожиточный минимум;
5. Население, которое обладает доходами меньше прожиточного минимума;
6. Соотношение денежного дохода в среднем на душу населения с прожиточными минимумом, со среднемесячной заработной платой;
7. Соотношение денежных доходов «10% наиболее и 10% наименее» обеспеченного населения.
«Качество жизни», как уже было сказано, более широкое понятие, которое включается в себя следующие аспекты:
1. Состояние рынка труда;
2. Качество медобслуживания;
3. Экологические аспекты и т.д.
Благосостояние общества не просто связано, а навечно скреплено с такими понятиями, как «уровень жизни» и «качество жизни».
При оценке качества жизни граждан необходим системный подход, так как характеризуются социально-экономические, политические, культурные, экологические и другие жизненные аспекты. Разделяем аргументы экспертов о том, что показатели «уровень жизни» и «качество жизни» – не одно и тоже, но их и нельзя противопоставлять [10]. Они отражают количество и качество индикаторов одного объекта – жизни населения, хотя в разных дополняющих друг друга аспектах:
– уровень жизни – как сопоставимый и обобщенный оценочный измеритель (обеспеченность населения материальными, социально-культурными и духовными благами, благоприятность природноклиматических условий и т.д.);
– качество жизни – как измеритель (продукт) степени разнообразия жизни отдельных категорий населения и общественных отношений (трудообеспеченность и достойная оплата труда, здоровье и продолжительность жизни, благосостояние семьи и покупательская способность, возможность получения образования и саморазвития, творческий потенциал, качественная социальная сфера и др.).
1.2. Политика государственного регулирования уровня и качества жизни населения
Важнейшей повесткой и в нормативных документах, и в политическом обороте является улучшение «качества жизни», благосостояния граждан стран. Президент РФ В.В. Путин неоднократно подчеркивал в своих выступлениях и посланиях важность повышения УКЖН, а также обеспечения для граждан аспектов, связанных с их наиболее продуктивным функционированием [20]. Повышение благосостояния, «качества жизни» стало, таким образом, ключевой целью социально-экономической политики РФ.
В современной экономике, ориентированной на социальную сферу, рост качества жизни является важнейшей государственной функцией. Не случайно в настоящий момент таким вопросом как качество и уровень жизни населения уделяется повышенное внимание как со стороны ученых и исследователей этой проблемы, так и со стороны правительства РФ. Повышение благосостояния своих граждан является завершающей целью социально-экономического развития любого государства и его регионов.
Целью политики государства является создание прочной основы для повышения УКЖН. Главной составляющей повышения УКЖН является постепенное повышение уровня минимальных государственных гарантий, в которые входят: минимальная заработная плата, минимальный размер пенсий и пособий, их регулярная индексация согласно росту потребительских цен.
Существенное значение для регулирования УКЖН имеют разнообразные программы социально-экономического развития, которые принимают на конкретный период на федеральном уровне и уровне субъектов федерации [5].
Нормативно-правовая основа государства и программно-целевой метод являются важнейшими механизмами регулирования УКЖН в РФ.
Нормативно-правовая основа регулирования УКЖН в РФ опирается на нормы международного права и нормативно-правовые акты РФ. Главными законодательными актами, которые были приняты на международном уровне являются: Конвенция Международной организации труда (МОТ) [16] и Конвенция Организации Объединенных Наций [17].
В РФ довольно обширная нормативно-правовая база, которая регулирует УКЖН. Основным законом Российского государства является Конституция РФ [1] и в ней также решены вопросы УКЖН. Статья 7 данного документа гласит: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». В 44 статье говорится о способе творчества, охране интеллектуальной собственности, преподавания, право человека на доступ к культурным ценностям, участие в культурной жизни общества и пользование учреждениями культуры.
Государственное вмешательство в сферу регулирования УКЖН должно заключаться в обеспечении процесса гармонизации социальных взаимоотношений, важнейшими из которых является создание условий для заработка денег, что гарантирует создание условий для повышения эффективности использования труда и обеспечение достойного УКЖН.
Проблема повышения УКЖН на современном этапе развития российского общества является главной. От ее решения зависят эффективность и скорость социально-экономического развития страны и ее субъектов и, в результате, их экономическая безопасность и политическая устойчивость.
Необходимым условием успешного осуществления социальных реформ является введение минимальных социальных стандартов, т.е. перечня основных социальных услуг, которые государство стремится обеспечивать всем гражданам. Крайне важной представляется разработка совершенно новой системы оценочных показателей, расчетных технологий и на их основе государственное регулирование УКЖН, в том числе в муниципальных образованиях [7].
Местное самоуправление в РФ является одной из форм народовластия, в рамках которой местные жители могут непосредственно принимать участие в определении политики и экономики своего муниципального образования (города, села, деревни или района). Чиновники, в данном случае муниципальные служащие, должны оказывать им прямую поддержку и содействие в исполнении важных стратегических задач, чтобы прийти к определенным результатам в области социального, экономического, политического и культурного развития муниципального образования. Помимо администрации муниципалитета немаловажную роль играет и представительный орган – Совет депутатов. Депутаты, избранные народом на выборах, осуществляют свою деятельность на основании законодательства РФ, в том числе и Устава муниципального образования. Их основная задача заключается в защите прав, свобод и интересов местных граждан, также они могут выступать в общественных организациях и во властных структурах на федеральном, региональном и местном уровнях.
Тем не менее, местные власти реализуют конкретные программы по устранению сложившихся проблем в муниципалитетах, осуществляют ревизию и контрольные проверки для соблюдения принципа открытости и прозрачности органов местного самоуправления, совместно с федеральными и региональными органами принимают участие в создании проектов, направленных на улучшение качества жизни населения. Цель такого взаимодействия – объединение усилий и решение острых социальных проблем.
Подробно изучив федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2], мы выделили две главные цели, которые преследуют данные органы. Первая цель состоит в том, чтобы вывести местное самоуправление на качественно новый уровень развития как административно-территориальной единицы. Здесь речь идет, прежде всего, о комплексном развитии населенного объекта в политическом, социальном, экономическом, духовном и культурном плане. Также подчеркнем, что эта цель преследует совершенствование местного самоуправления как института народовластия в РФ. Вторая цель – это решение вопросов местного значения. Очевидно, что органы местного самоуправления призваны создавать людям комфортные условия для жизни и работы в муниципальном образовании, защищать их права и свободы в различных сферах и гарантировать политическое участие на местном уровне (участие в муниципальных выборах, референдуме, право выбирать и быть избранным).
Сущность понятия «уровень и качества жизни муниципального образования» раскрывается через комплекс, обладающий определённым набором характеристик позволяющих судить состоянии развития составляющих в конкретном муниципальном образовании. В этот комплекс входят следующие составляющие – уровень доходов местного населения, возможность реализации своих индивидуальных возможностей, доступ к образованию, медицинскому обслуживанию, развитой транспортной инфраструктурой, обеспеченность рабочими местами [6]. Исходя из данного факта, у исследователя, проводящего оценку качества жизни в конкретном муниципальном образовании, возникает вопрос объективной оценки в силу недостаточности статистических данных, наличие которых обусловлено деятельностью органов управления муниципального образования.
Выводы по главе. Таким образом, политикой государственного регулирования УКЖН является целенаправленное влияние имеющимися у института государственной власти средствами на политические, экономические, социокультурные и хозяйственные процессы, которые определяют УКЖН. УКЖН оцениваются системой показателей, которые характеризуют материальную базу, состояние и развитие благосостояния населения. Эти показатели отражают уровень и структуру доходов, расходы на потребление материальных товаров и услуг населением, состояние потребительского рынка, социальные гарантии малообеспеченных групп населения.
Показать больше