Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время многие области деятельности человека связаны с нервно-психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, ставит вопрос психогигиены и психопрофилактики в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано, прежде всего, с необходимостью ранней диагностики субклинических проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Важную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которая под воздействием психотравмирующих факторов способна переходить в патологическое состояние.
К сожалению, проблема акцентуации характера возникает и среди людей старшего и пожилого возраста. Напряженность эмоционального состояния старшего и пожилого имеет свои специфические черты, однако данная проблема остается недостаточно изученной в психологии.
Таким образом, вышеизложенное обуславливает актуальность исследования курсовой работы.
Объектом исследования курсовой работы является акцентуации характера.
Предмет исследования - взаимосвязь акцентуации характера у людей старшего и пожилого возраста
Целью курсовой работы является исследование взаимосвязи между акцентуацией характера у людей старшего и пожилого возраста.
Цель работы предполагает выполнение следующих задач:
1. Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.
2. Изучить особенности явления акцентуации характера.
3. Осуществить подбор методов исследования.
4. Провести эксперимент.
5. Обработка полученных результатов и их анализ.
В процессе исследования были использованы методы общенаучного познания (анализ и синтез), а также метод опроса (характерологический опросник Леонгарда).
Глава 1. Теоретические подходы исследования акцентуации характера
1.1 Понятие характера
Характер - это множество неизменных черт личности, которые определяют отношение человека к другим людям, к себе, а также к выполняемой им работе. Иными словами, характер проявляется везде – при общении, при выполнении какой-либо деятельности, придавая человеческому поведению характерный лишь ему оттенок (отсюда произошло и название «характер», т.е. характерный для данного человека). Это то, что определяет его важные поступки, а не какие-то случайные реакции на стимулы либо извне .
Многие ученые пытались предложить свою типологию характера. Самым первым был немецкий психолог Эрнст Кречмер , немного позже Уильям Шелдон, а ближе к нашему времени это были Эрих Фромм, Карл Леонгард , Андрей Личко и др. Типология характера, которые предлагали вышеперечисленные ученые, исходила из нескольких идей.
1. Характер человека формируется довольно рано и на протяжении всей жизни является практически неизменным.
2. Личностные черты, которые составляют характер не случайные, из них складывается типология.
3. Люди, исходя из этой типологии (определённых личностных черт) делятся на группы (классификации).
Понятие «акцентуация» впервые ввел немецкий психиатр и психолог, профессор неврологии неврологической клиники Берлинского университета К. Леонгард в 1981 г .
Слово «акцентуации» происходит от лат. «accentus», что дословно переводится как ударение, подчеркивание и обозначает крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно обнаруживаются в виде «слабых мест» в психике человека. А также избирательной ее слабости в отношении отдельных влияний при хорошей устойчивости к другим воздействиям. Некоторые акцентуированные черты характера, как правило, хорошо компенсируются. Но в сложных жизненных ситуациях человек с акцентуированными чертами склонен к девиациям поведения. Люди с акцентуированными чертами характера больше поддаются отрицательному влиянию среды и воздействию психических травм. И в случае, если отрицательная ситуация воздействует на «слабое место», то поведение человека резко меняется – начинают преобладать черты акцентуации .
Акцентуации характера — это крайние варианты нормы, при которых некоторые черты слишком усилены, в результате чего вскрывается избирательная незащищенность в отношении некоторых имеющих психическое происхождение воздействий при относительно неплохой устойчивости к другим . В зависимости от выраженности, выделяют две степени акцентуации характера.
Степени акцентуации характера:
- Явная. Степень предполагает крайний вариант нормы. Она проявляется в наличии неизменных черт определенного типа характера. Выраженность этих черт не мешает вероятности удовлетворительной социальной адаптации.
- Скрытая. В знакомых обстоятельствах выражены не сильно. Но, как только ситуация изменяется в отрицательную сторону и предъявляет высокие требования к «месту наименьшего сопротивления» нанося психическую травму - эти черты становятся ярко выраженными.
1. 2 Типологии акцентуаций
Разработкой типологии акцентуаций характера занимались многие ученые, но самыми видными из них были К. Леонгард и А. Личко.
Таблица 1 - Типы акцентуации характера по К. Леонгарду и А. Личко
Типы акцентуаций
по К. Леонгарду по А.И. Личко
1. Гипертимный тип.
2. Дистимиый тип.
3. Циклоидный тип.
4. Возбудимый тип.
5. Застревающий тип.
6. Педантичный тип.
7. Тревожный тип.
8. Эмотивный тип.
9. Демонстративный тип.
10. Экзальтированный тип.
11. Экстравертированный тип
12. Интровертированный тип. 1. Гипертимный тип.
2. Циклоидный тип.
3. Лабильный тип.
4. Астено-невротический тип.
5. Сензитивный тип.
6. Психастенический тип.
7. Шизоидный тип.
8. Эпилептоидный тип.
9. Истероидный тип.
10. Неустойчивый тип.
11. Конформный тип.
Как уже было замечено выше, понятие «акцентуации» в психологию ввел К. Леонгард. Он разработал концепцию «акцентуированных личностей», которая базировалась па гипотезе о существовании основных и дополнительных черт личности . Основные черты являются основанием личности, они предопределяют ее становление, приспособляемость и психическое здоровье. Если основные черты сильно выражены, то они влияют на всю личность, и при отрицательных факторах они способны разрушить всю структуру личности. Леонгард считал, что акцентуация личности в целом проявляется в коммуникации с другими людьми. В связи с этим, принимая во внимание стили общения человека можно обозначить определенные типы акцентуаций :
1. Гипетимный тип характеризуется высокой контактностью, словоохотливостью, яркими проявлениями жестов и мимики. Люди этого типа при общении постоянно уходят от начальной темы беседы. У них часто завязываются ссоры с другими, потому что они не очень серьезно относятся к своим рабочим и семейным функциям, трудно переносят ситуацию жесткой дисциплины. Они часто затевают с другими конфликты, но сильно обижаются, если другие им из-за этого сделают замечание. Но у них есть и положительные черты, такие как активность, желание деятельности, жизнерадостность, инициативность. А к отрицательным чертам еще относятся легкомысленность, склонность к безнравственным поступкам, повышенная нервозность.
2. Дистимиый тип характеризуется малой общительностью, краткостью, преобладанием мрачного настроения. Люди данного типа предпочитают сидеть дома, не любят шумных компаний и практически не вступают в конфликты. Они готовы подчиняться тем, кто с ними дружит. Положительные качества – это серьезность, ответственность, справедливость. Отрицательные - бездействие, замедленность мышления, неуклюжесть.
3. Циклоидный тип характеризуется частой сменой настроения.
Ему свойственны довольно частые периодические смены настроения, вследствие, чего так же изменяется стиль общения с людьми. Во время повышенного настроения они много общаются, т.е. ведут себя как люди гипертимного типа, а момент пониженного настроения они замыкаются на себе (ведут себя как люди дистимного типа).
4. Возбудимый тип характеризуется низкой контактностью в общении, замедленность реакций (вербальных и невербальных). Часто эти люди ведут себя как зануды постоянно выглядят угрюмыми, могут хамить и конфликтовать. Конфликты провоцируют сами, поэтому им трудно ужиться в коллективе, а в семье они выступают в качестве властной стороны. Положительные стороны характера проявляются только, когда они пребывают в спокойном состоянии, тогда они хорошо относятся к маленьким детям и животным, поступают добросовестно. Отрицательные стороны выходят на первый план в состояние эмоционального возбуждения, тогда они склонны к раздражительности, ведут себя несдержанно, т.е. их поведение плохо поддаётся самоконтролю.
5. Застревающий тип характеризуется умеренной общительностью, занудливостью, склонностью к наставлениям. Часто в конфликтных ситуациях они являются инициаторами и занимают активную позицию. Они пытаются достичь значительных показателей в деле, за которое берутся, предъявляя к себе высокие требования, очень
чувствительны к справедливости, но часто обидчивы, подозрительны, злопамятны и склонны к мести.
Временами очень самонадеяны, тщеславны, ревнивы, предъявляют высокие требования к членам семьи и к подчиненным.
6. Педантичный (ригидный) тип характеризуется низкой конфликтностью и пассивностью. На работе такие люди ведут себя как бюрократы, предъявляют к окружающим много формальности, но без труда уступают лидерство другим. В семье они мучает своих родных постоянными жалобами на неаккуратность. Положительными чертами можно считать
ответственность, чистоплотность, опрятность, пунктуальность, основательность, верность в делах.
Отрицательными чертами выступают формалистический стиль поведения, занудство, ворчание.
7. Тревожный (боязливый) тип характеризуется низкой контактностью, робостью, неуверенностью в себе, унынием. Люди данного типа практически не конфликтуют с окружающими, а если конфликт произошел, занимают в нем пассивную роль, ища поддержки и опоры. Положительными чертами можно считать – доброжелательность, умение критиковать самого себя (относиться к себе критически), добросовестностью исполнения.
Из-за своей слабости часто являются «крайними», над ними могут насмехаться коллеги.
8. Эмотивный тип характеризует узкий круг общения, т.е. они общаются только с избранными и как правило, с ними устанавливают хорошие взаимоотношения и понимают друг с друга с полуслова. В конфликтные отношения вступают очень редко, а если и случается конфликт, то в нем они занимают малоактивную сторону. Обиду держат в себе, не давая ей выхода наружу. Положительными чертами являются добродушие, умение сострадать, усердие. Отрицательными чертами являются мнительность и плаксивость.
9. Демонстративный (акцентуация вытеснения) тип характеризуется коммуникабельностью, коммуникативностью, претензиями на лидерство, стремление к власти и одобрения. Такие люди быстро адаптируются в любом коллективе, однако, склоны к интригам, самоуверенные, с высоким уровнем притязаний. Часто являются инициаторами конфликтов, в которых активно защищаются. Положительными чертами
являются вежливость, учтивость, артистичность, способность увлекать, неординарность мышления и поступков.
К отрицательным чертам относятся себялюбие, склонность к хвастовству и лжи, уклонение от работы.
10. Экзальтированный тип характеризуется коммуникабельностью, разговорчивостью и влюбчивостью. Люди этого типа любят спорить, но в споре не доводят дело до открытого конфликта. В самих же конфликтах они могут занимать, как активную, так и пассивную стороны. С внимательность и чуткостью относятся к родным и друзьям. Положительными чертами
являются альтруизм, эмпатия, неплохой вкус, чувства обладают живостью и искренностью. К отрицательным чертам относятся
склонность к панике, подверженность сиюминутному настроению.
11. Экстравертированный тип характеризуется высоким уровнем общительности. Люди данного типа практически никогда не ввязываются в конфликтные ситуации, а если все-таки конфликт произошел, то в нем они занимают пассивную позицию. Общаясь с родными и друзьями, они не претендуют на роль лидера, предпочитая подчиняться другим, более сильным личностям.
Положительными чертами являются – умение слушать других и выполнение того, что они просят. К отрицательным чертам относятся
необдуманность, импульсивность, склонность к развлечениям и распространению слухов и сплетен.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Амирхан, Д. Индикатор копинг-стратегий [Текст] / Д. Амирхан. - Электронный ресурс: http://www.psyfaq.ru/
2. Безменова, И. К. Ценностные ориентации [Электронный ресурс] Психология. / центр информ.технологий РФ. -М.: Росийское образование, 2008. - Режим доступа http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/ek.htm
3. Голенкова З.Т., Виктюк В.В., Гридчин Ю.В., Черных А.И., Романенко Л.М. Становление гражданского общества и социальная стратификация // Социс. 2011. №6.- C.13 - 16.
4. Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: Издательство Московского университета, 1986. – 204 с.
5. Когнитивная психология памяти/Под редакцией У. Найссера, А. Хаймен. - М.: Прайм-Еврознак, 2005. - 640 с.
6. Крысько, В.Г. Социальная психология: Курс лекций/ В.Г. Крысько. - М.: Омега - Л, 2006. - 352с.
7. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Киев, 1981. – 392 с.
8. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. – 256 с.
9. Осипов Г.В. и др. Социология. М., 2010. - 251c.
10. Психология: Словарь / Под ред. А.В.Петровского. М., 2010. – 985 с.
11. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособие: В 2 кн. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2006. - 383 с.
12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект-Пресс, 2006. - 460 с.
13. Столяренко Л. Д. Основы психологии: практикум / Ред.- сост. Л. Д. Столяренко - Изд. 10-е - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 686 с.
14. Фрейд, А. Эго и механизмы психологической защиты / А. Фрейд. - СПб.: АСТ, 2008. -160 с
15. Шмелев, А.Г. Психодиагностика личностных черт / А.Г. Шмелев. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
16. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М.С. Яницкий. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 204 с.